"" Жизнь | Bradypus blog

Translate

вторник, 15 января 2013 г.

Жизнь

Что такое жизнь?

В сказках павшего богатыря можно оживить, брызнув на него волшебной живой водой. В действительности приходится наблюдать превращение живого в мёртвое и, увы, мириться с необратимостью этого процесса. Однако и сказки, и реальность заставляет задуматься: в чем разница между живым и не живым? Что такое жизнь?

Казалось бы, отличить живое от неживого легко. Например, голубь: он двигается, дышит, клюёт зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц. Значит, голубь - живой. Дерево, конечно, не двигается, но оно растёт, на нём распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Дерево тоже живое. А вот камень и не двигается, не растёт, и не дышит, и не даёт потомства. Несомненно, камень - неживой. Всегда ли надёжны эти признаки? Ведь течёт вода в реках, двигаются, хотя и очень медленно, даже горы и материки, вращаются вокруг Солнца Земля. И расти может, как, например, кристалл поваренной соли, погруженный в солевой раствор. Но главное: почему живое двигается, растёт, размножается, а неживое только разрушается со временем?

Жизнь как явление природы - величайшая тайна, в которую уже много тысяч лет пытается проникнуть человечество. Сказки о живой и мёртвой воде тоже возникли как одна из попыток рассказать тайну. В IV веке до нашей эры великий греческий мыслитель Аристотель предложил, что живое становится живым благодаря силе, названной энтелехией (от греческого «энтелес» - «заключенный» и «эхо» - «имею»). В учении Аристотеля это целеустремлённость, целенаправленность, некое активное начало, превращающее возможность в действительность. Энетелехея сообщает материи свойство одновременно быть и причиной, и целью развития. Она заставляет семя превращаться в растение, а животных двигаться, искать пищу и рожать детёнышей.

Предположения, что живых существах есть какая-то особая нематериальная сила, существовали и до Аристотеля, и после него. Эти представления были освящены Христианской Церковью. В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт (1579 - 1644) создал учение об археях (от греческого «архе» - «начало») духах жизни, управляющих деятельностью тела. В начале XIX века другой учёный, Готфрид Рейнхольд Тревиранус ( 1776 - 1837), ввёл понятие «vis vitalis» - жизненная сила. Этот термин дал название целому философскому направлению - витализму. Примечательно, что идеи этого учения оказались весьма живучими: в 70тых годах XX столетия российский математик Виктор Николаевич Тростников предложил новую виталистическую теорию.

Позиции витализма подвергались регулярным атакам со стороны представителей естественных наук. В XVIII веке успехи классической физики позволил французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту высказать кромальную по тем временам мысль, что животные - это всего лишь особые механизмы. Однако витализм вскоре восстановил своё влияние. было слишком очевидно, что живое не сводится к механическому движению. Следующая попытка дать определение жизни была порождена взлётом органической химии. Когда химический состав растений и животных показался детально изученным, многие пробовали именно в нём обнаружить специфику жизни и химическими формулами выразить отличие живого от неживого. К этому времени (конец 70ых - начало 80-х годов XIX века) относится и формулировка немецкого мыслителя Фридриха Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тех...». Увы, и химия, и современная биологическая химия со всеми их достижениями не смогли раскрыть сущность всего живого.


1 комментарий: